История батареи
В первой половине XX в. самыми мощными среди береговых батарей Черноморского побережья были 305-мм башенные артиллерийские батареи Севастополя. Их начали строить еще в дореволюционной России. Необходимость создания береговых батарей с крупнокалиберной, дальнобойной артиллерией показала неудачная оборона крепости Порт-Артур в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. Укреплять береговую оборону приморских крепостей заставляло и появление нового класса линейных кораблей типа «Дредноут», имевших артиллерию с большей дальностью стрельбы, чем артиллерия приморских крепостей.
После поражения России в русско-японской войне из-за нехватки средств было принято решение об упразднении ряда второстепенных крепостей, в том числе составлявших береговую оборону черноморского побережья Российской империи, среди которых Керчь, Батум, Очаков. Из приморских крепостей России только в Кронштадте, Владивостоке и Севастополе решено было продолжить крепостные работы.
В Севастополе – главной оперативной базе флота предусматривалось строительство мощных береговых батарей, вооруженных крупнейшими современными пушками. Батареи должны были не только усилить приморский фронт на флангах (север, юг), но и своим огнем не допускать противника, который попытался бы через высоты к югу от города бомбардировать порты с моря.
Решение о создании батарей сверхкрупного калибра было принято Генеральным штабом России в 1910 г. В 1911 г. Николай II утвердил это решение. Специальной комиссией Генерального штаба было определено, что для обороны Севастополя достаточно двух таких батарей. Разместить их решили в районе мыса Херсонес (южный фланг) и на Северной стороне Севастопольской бухты на м. Алькадар. Все батареи береговой обороны Севастополя имели сквозную нумерацию, в соответствии с которой батарее на м. Херсонес был присвоен №25, батарее на м. Алькадар – №26
11 мая 1913 г. начальник инженеров и Строитель Севастопольской крепости генерал-майор
По проекту батарея состояла из двух броневых башен. Основанием для них служили бетонированные постройки («колодцы») С тыла (горжи) башни прикрывал открытый капонир и ров с проволочной сеткой, протянутой вправо и влево от батареи до береговых обрывов. Расстояние между башнями по окончательному проекту увеличили до 30 саженей (≈ 64 м.) Для предотвращения повреждения прицельных устройств во время стрельбы верхняя башня должна стоять на 15 футов (≈ 4.6 м.) выше нижней.
Проект предусматривал трехслойное покрытие батареи: 6 футов бетона (1.83 м.), 1 фут (0.3 м.) асфальтобетона и противооткольные швеллеры. Толщину наружных стен проектировали в 6 футов (1.83 м.), внутренние опорные стены – 4 фута (≈ 1.2 м.) Наблюдение и целеуказание должны были вестись из двух броневых наблюдательных постов на массиве батареи. Рядом с массивом предполагалось оборудовать бетонный прожекторный павильон, до которого шел бетонированный путь.
Располагаться батарея №25 должна была приблизительно в трех километрах южнее Херсонесского маяка. Её расположение выбрано крепостной комиссией на участке так, чтобы направление крайних выстрелов – на Сарычский маяк и на мыс Лукулл составляло 260° в сторону моря.
Заказ на башенные 305-мм установки Главное Артиллерийское Управление сделало Петербургскому Металлическому заводу. На этом заводе должны были сделать для Севастополя и два крана, с помощью которых башни собирались и устанавливались. Башенные каркасы для батареи заказали на Ижорском заводе.
В 1913 г. на месте установки батареи начались работы по формированию котлована. Одновременно начали строить пристань в Казачьей бухте для выгрузки частей 305-мм башенных установок и готовить к ней фарватер. Фарватер углубляли с помощью землечерпалки, которую Морское ведомство выделило на короткое время. Закончить углубление фарватера в Казачьей бухте до батарейной пристани не успели и перенесли работы на 1914 г. До этого грузы на строящуюся батарею доставляли на плоскодонных судах, что замедляло работы.
Для доставки 305-мм орудий и частей башенных установок с пристани до батареи необходимо было построить железнодорожный путь, для 100-тонного крана. Кран и орудия на верхнюю площадку батареи предполагалось поднимать с помощью специальной лебедки.
Проводить монтажные работы закладных частей башен и собирать башенные установки, по контракту с заводами, должны были за счет государства.
Несмотря на начало Первой мировой войны, работы по строительству батареи не прекращались. К ноябрю 1914 г. были построены бараки на 75 человек с шестью отдельными помещениями для мастеров, временная электростанция, мастерские и кузницы Металлического завода, кладовая, сарай, кухня.
В сентябре 1914 г. полностью отрыли котлованы и закончили бетонирование оснований, а в конце декабря 1914 г. Ижорский завод начал установку частей жесткого барабана и неподвижной брони батареи.
В 1915 г. работы по бетонированию второй башни, ввиду военных действий, задерживались. Не успевал в срок и Металлический завод. Ввод в строй батареи задерживался из-за неготовности частей башенной установки. Только в октябре 1916 г. одна из двух 305-мм башен для Севастопольской крепости находилась практически в полной готовности к сборке на заводе.
В марте 1917 г. Военный министр приказал 305-мм станки в первую очередь доставить на строящиеся береговые батареи Финского залива, во вторую очередь на батареи Севастополя. Несмотря на обстановку в стране и переадресацию станков, работы на батарее №25 не прекращались до 1918 г.
На это время на батарее практически были закончены бетонные работы, набиты своды, установлены жесткие барабаны, подкрепления под броню, доставлена и установлена неподвижная броня первой и второй башен. На первой башне готовились приступить к монтажу башни.
Cоветское строительство
Революции 1917 г., гражданская война, германская и англо-французская оккупации причинили огромный ущерб Черноморскому флоту и Севастопольской крепости.
Недостроенные батареи №25 и 26 интервентами взорваны не были. 16 мая 1922 г. на совещании в Артиллерийском отделении Главмортехупра ВМС РККА признали возможным достроить батарею №25, но начало работ по достройке, из-за отсутствия финансовых средств, пришлось отложить. Станки 305-мм орудий для батареи, с разрешения Главкома Республики
В ноябре 1924 г. Металлический завод начал отправку имеющихся башенных механизмов с завода в Севастополь. Доставляли их по железной дороге около двух месяцев. Негабаритный эшелон, который составлял шесть транспортных, восемь открытых вагонов и две теплушки прибыл в Севастополь в январе 1925 г.
В 1925 г. батарея №25 получила №8. Нумерация батарей береговой обороны, как и до революции, была сквозной.
Орудия для батареи №8 должен был доделать завод «Большевик». Работа заключалась, в основном, в переборке, сборке и пригонке затвора. Тела 305/52 орудий уже были изготовлены, но не отстреляны.
В мае 1925 г. приступили к демонтажу станков с линкора «Полтава». Снимать станки из башен линкора, собирать 305-мм береговые башенные установки, по договору должен был Ленинградский государственный машиностроительный трест. Броневые конструкции строящейся батареи изготавливались Ижорским заводом, монтаж их в Севастополе вела выездная бригада Ленинградского металлического завода.
Проект батареи был переделан и предусматривал: обеспечение защиты от трех попаданий в одну точку боевого покрытия и стен орудийных блоков 406-мм морских снарядов, обеспечение защиты от трех попаданий в одну точку боевого покрытия двухтонных фугасных авиационных бомб. А также, учитывая развитие химического оружия, полную защиту всех внутренних помещений от проникновения боевых отравляющих веществ с обеспечением работы личного состава без противогазов и защитной одежды. В новом проекте обращали внимание на энергетическую автономность (электроэнергия, пар, вода, сжатый воздух) батареи, возможность смены изношенных орудийных стволов личным составом в боевой обстановке, применение новейших приборов управления огнем и связи.
Контроль за ходом строительства осуществляли начальник инженеров сухопутного фронта Береговой обороны Морских сил Черного моря (МС ЧМ)
Главным разработчиком проектной, монтажной и эксплуатационной документации было второе Артиллерийское бюро Ленинградского металлического завода. В разработке нового проекта и строительстве батареи принимали участие военные инженеры
Выполнить работы по изготовлению оборудования погребов, башенных установок, систем подачи боезапаса должен был Металлический завод. В строительстве 305-мм батареи №8 так же были задействованы заводы «Русский дизель» – двигатели, «Электроприбор» и «Красная Заря» – приборы управления стрельбой и связи. Вентиляционное и противохимической оборудование проектировало Военно-Химическое управление РККА.
В 1926 г. закончились бетонные работы и монтаж первой башни. В сентябре того же года первая башня батареи №8 была отстреляна в присутствии комиссии, которая признала правильность установки орудий в башне.
Несмотря на окончание монтажа башен, ввод батареи в строй откладывался из-за задержки поставки силового и вспомогательного оборудования.
В октябре 1927 г. по предложению Революционного Военного Совета морских сил Черного моря в целях засекречивания числа батарей береговой обороны Черного моря, 305-мм батарею №8 переименовали в №35.
Осенью 1929 г. береговая батарея №35 вступила в строй. В этом же году ее посетили члены Правительства СССР во главе с
Батарея состояла из двух бетонных блоков, соединенных бетонированной потерной, в каждом блоке была установлена 305-мм двухорудийная башенная установка. Толщина вертикальной брони вращающейся части башни составляла 305 мм, толщина крыши – 203 мм. Каждая башня состояла по высоте из трех отделений – боевого, рабочего и перегрузочного. Боевое отделение башни было разделено продольной броневой переборкой на два отделения, в каждом отделении располагалось по одному 305-мм орудию в 52 калибра длиной с углами вертикального наведения от -1° до +35°. В башне были установлены два прицела системы Металлического завода, прикрытые сверху броневыми колпаками. Каждый башенный блок имел два снарядных и два зарядных погреба. Погреба были рассчитаны на 800 снарядов и 1600 полузарядов и оборудованы противопожарной системой водяного орошения.
Для управления огнем орудий в 1932 г. на батарее были построены два выносных командно-дальномерных поста. Из основного блока к каждому посту на глубине 20 метров были вырыты потерны.
В 1930-е гг. разработали проект маскировки батареи. Он предусматривал устройство ложных башен, разметку и устройство пятен на грунте, изготовление искусственного кустарника, маскировку дворика с изготовлением металлического каркаса и сети, прокладку ложной дороги, засыпку части старой дороги и части кранового пути, посадку кустарника и травы.
В предвоенные годы батарея провела большое количество учебных стрельб. В 1939 г. износ стволов составил 86%. В этом же году планировали провести ремонт и модернизацию батареи, но до начала войны к ремонту так и не приступили.
Участие в обороне Севастополя
Во время обороны Севастополя батареей №35 командовали старший лейтенант
С началом войны, для усиления противовоздушной обороны батареи на ней были установлены пять 45-мм орудий.
В июле 1941 г. на батарее начались ремонтные работы: отремонтировали дизель №4, агрегат станции освещения, насосы верхней водокачки, заменили трубопровод водоснабжения. С августа приступили к замене аккумуляторной батареи аварийного освещения.
Ввиду нехватки кадров, часть подготовленного личного состава батареи убыла на формирование новых батарей и частей ПВО. Взамен прибыли командиры и краснофлотцы, призванные по мобилизации. 1-й ОАД сформировал роту для обороны Одессы, кроме того, из штатного состава дивизиона было сформировано три полевых и три зенитных батареи 4-орудийного состава.
Первую стрельбу по противнику батарея №35 произвела 7 ноября 1941 г. В этот день было выпущено 46 фугасных снарядов по площади хутор Макензия. С целью экономии ресурса стволов и в связи с более сильным износом стволов второй башни командование 1-го ОАД приказало командиру батареи №35 «Стрелять одной башней, стараться меньше изнашивать вторую башню. Второй башней стрелять, когда требуются батарейные залпы, постоянно учитывать износ орудий».
24 ноября за поддержку артиллерийским огнём войск Севастопольского оборонительного района приказом начальника Артиллерии Приморской армии командирам батарей №№10, 19, 30, 35 объявлена благодарность.
29 ноября 1941 г. при чистке орудий первой башни в стволах обнаружились трещины. С целью проверки состояния стволов произвели контрольные выстрелы из каждого ствола башни. После стрельбы было установлено, что длина трещин увеличилась. Орудия признали не пригодными к дальнейшему боевому использованию. Личный состав батареи приступил к подготовительным работам по замене стволов первой башни.
17 декабря 1941 г. начался второй штурм врага на Севастополь. В этот день вторая башня батареи произвела по противнику 31 выстрел. В 16 часов 17 минут во время заряжания левого орудия произошел взрыв порохового заряда. При этом замок не успел закрыть канал ствола. В момент взрыва на линии заряжания находилось восемь полузарядов. В результате взрыва была разрушена башня, погибло 35 человек личного состава боевого, рабочего и перегрузочного отделений и батарея №35 полностью вышла из строя. По мнению комиссии, назначенной Военным советом Черноморского флота, взрыв произошёл потому что поршень замка не был очищен от остатков предыдущего заряда. Но точной причины взрыва, к сожалению, так и не смогли установить.
Перед командованием Севастопольским оборонительным районом стала задача вернуть батарею №35 в строй. Чтобы ускорить процесс, стволы первой башни решено было менять без крана. Кран был заказан, но на батарею поступила только часть деталей. Из этого комплекта взяли две тележки, для доставки орудий к башне. Запасные стволы орудий были законсервированы в Казачьей бухте. По железнодорожным путям стволы доставили на батарею, подтянули к амбразуре башни и с помощью талей втянули в башню. С помощью домкратов стволы спустили в обойму. На эту работу ушло 1.5 месяца, с 1 декабря 1941 г. по 15 января 1942 г., со всеми работами по устройству путей.
Во второй башне замена стволов производилась тем же способом, что и в первой. Но сначала, восстановили разрушенную взрывом броню башни.
20 января 1942 г., после ремонта, была опробована материальная часть первой башни. В апреле 1942 г. завершили ремонт второй башни. 3 апреля орудия второй башни выпустили десять снарядов по штабу и укреплениям противника в деревне Мамашай (совр. Орловка).
Во время отражения второго штурма города в декабре 1941 г. рота батареи №35 принимала участие в боевых действиях в районе хутора Мекензия в составе Отдельного батальона береговой обороны. Батальон справился с поставленной задачей, выбил врага из окопов и уничтожил до 600 солдат и офицеров противника. За время боев на сухопутном фронте погибли более двадцати человек личного состава батареи. За доблесть и отличное выполнение заданий командования личный состав батареи получил благодарность Военного Совета Приморской армии.
С января по май 1942 г. батарея вела огонь по пехоте, складам, огневым точкам противника. Накануне третьего штурма в докладе Штаба Черноморского флота были изложены результаты ее действия: «Батарея №35 за 7 месяцев войны провела 59 стрельб, из них 43 стрельбы по площади и разным точкам. Израсходовано 458 выстрелов. 11 стрельб проведено с корректировкой, 48 без корректировки (81%), 2 стрельбы проведены на дистанции 87 каб., остальные на дистанции более 100 каб. (130–144 каб.). Результат разбито до 10 автомашин, уничтожено до 6 артиллерийских и минометных батарей и до 800 человек пехоты. Огонь этой батареи ввиду больших дистанций и 81% стрельб без корректировки следует считать малоэффективными».
Перед началом третьего штурма Севастополя на батарее №35 в строю были 3 орудия, правое орудие первой башни и два орудия во второй башне. Гарнизон батареи составлял 346 человек: 21 человек начальствующего состава, 70 младшего комсостава, 255 краснофлотцем и семь вольнонаемных.
За время третьего штурма батарея №35 вела интенсивный огонь по противнику и поддерживала в основном войска 4-го сектора (район деревни Бельбек, станции Мекензиевы горы). К концу июня в погребах оставалось немного более 100 снарядов.
С началом третьего штурма противником по батарее было выпущено 177 снарядов и сброшено около 120 авиабомб. Повреждений материальной части и ущерба не было.10 июня на неё совершили налет 12 бомбардировщиков и несколько истребителей. Бойцы пулеметного взвода с командиром младшим лейтенантом Д.В. Прокопенко из своих пулеметов стреляли в упор по пикирующим самолетам и сбили истребитель Ме-109.
18 июня 1942 г. приказом Народного комиссара Военно-морского флота №138 за проявленную отвагу в боях с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность за героизм личного состава 1-й Отдельный артиллерийский дивизион был преобразован в 1-й гвардейский артиллерийский дивизион.
В последние дни обороны на батарее находился запасной флагманский командный пункт и узел связи. Ночью 29 июня на батарею прибыл Военный совет флота, во главе с вице-адмиралом Ф.С. Октябрьским, немного позже – командование и штабы Приморской армии и Береговой обороны флота. Вечером 30 июня в кают-компании состоялось последнее заседание Военных советов, на котором с разрешения Ставки Верховного Главнокомандующего было принято решение об эвакуации Военных советов флота и Приморской армии. Комендант Береговой обороны Главной базы Черноморского флота генерал-майор П.А. Моргунов приказал командиру батареи №35 капитану А.Я. Лещенко подорвать батарею, после израсходования боезапаса.
1 июля батарея подверглась мощному налету немецкой авиации и артобстрелу. В течение дня был расстрелян весь боезапас, в том числе и шрапнельные снаряды для самообороны. Весь личный состав в эти дни защищал батарею в окопах сухопутной обороны, за исключением необходимых электромехаников и комендоров.
Ночью 1 июля группа немецких автоматчиков прорвалась в район батареи между башенными блоками и правым командным пунктом. Командир приказал личному составу командного пункта вывести из строя все оборудование и приборы управления стрельбой и отойти в массив батареи. В 0 часов 35 минут 2 июля 1942 г. личный состав батареи заранее приготовленной взрывчаткой и глубинными бомбами взорвал погреба боезапаса и первую башню. После уничтожения аппаратуры связи, оборудования и приборов управления стрельбой в 2 часа 30 минут была взорвана вторая башня.
Командиру батареи капитану А.Я. Лещенко и части личного состава удалось эвакуироваться на Кавказ.
Результат боевой деятельности батареи №35 отражен в политдонесении Политуправления Черноморского флота от 22 июля 1942 года об итогах июньских боев и эвакуации Севастополя: «В наиболее напряженный период, когда противник большими группами танков прорывался из района хутора Кальфа и Николаевки, большинство средств береговой обороны было разбито, основной удар по прорвавшейся группе нанесла батарея №35, которая, начиная с 30 июня 1942 г., являлась последним наиболее устойчивым узлом сопротивления на подступах к Херсонесскому полуострову. Личный состав подошедших частей, под прикрытием огня батареи последние три дня отбивал многочисленные атаки противника, обеспечивая эвакуацию морем и воздухом. Расстреляв полностью боезапас и выпустив до 50 практических снарядом 35-я батарея в ночь с 1 на 2 июля была взорвана».
Приказом Народного комиссара Военно-морского флота от четвертого декабря 1943 г. башенная батарея №35 была исключена из состава Военно-морского флота, как погибшая при выполнении боевых заданий.
Во время оккупации Севастополя в уцелевших казематах батареи был оборудован госпиталь и командный пункт Карла Альмендингера командующего 17-й немецкой армии генерала с мая 1944 г. 12 мая 1944 г. в районе 35-й батареи капитулировали последние немецкие солдаты.
Послевоенная история
После войны батарея №35 не восстанавливалась. Рядом с ее массивом построили четырех орудийную 130-мм батарею №723. Личный состав этой батареи частично использовал казематы.
С 1947 по 1952 гг. Командованием Черноморского флота рассматривалась возможность строительства новой батареи №35, состоящей из двух 305-мм трехорудийных башен. По ряду причин к строительству не приступили.
В настоящее время, решением сессии Севастопольского городского совета, на части территории, которую занимала береговая батарея №35 создан Музейный историко-мемориального комплекс «35-я береговая батарея», посвященный героическим защитникам Севастополя.